Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Джаз - это состояние души,
как и все в жизни, переменчивое,
но, неизменно, позитивное.

 
» Leonid Kogan (violin), Pavel Kogan (violin) – Johann Sebastian Bach, Alban Berg ; Violin concertos / 2014 Мелодия
на правах рекламы

Leonid Kogan (violin), Pavel Kogan (violin) – Johann Sebastian Bach, Alban Berg ; Violin concertos / 2014 Мелодия

Автор: valera01 от 24-02-2015, 22:07

Leonid Kogan (violin), Pavel Kogan (violin) – Johann Sebastian Bach, Alban Berg ; Violin concertos / 2014 Мелодия



Леонид Коган и его записи


Легендарный скрипач Леонид Коган - одно из тех явлений в мире скрипичного исполнительства, которые не укладываются ни в какие рамки, определения и школы. Был ли Коган великим виртуозом? Без сомнения, был. Его записи сочинений Никколо Паганини и сценический образ, в который он вжился на телеэкране незадолго до преждевременной кончины - лишь одно, наиболее запомнившееся многим, свидетельство этого. Страсть и непосредственность, соединенные с высочайшим техническим совершенством - вот что отличает когановские трактовки виртуозной скрипичной музыки. Был ли Коган тонким и серьезным, самобытным музыкантом?' Для ответа на этот вопрос необязательно слушать его записи концертов Альбана Берга или Дмитрия Шостаковича - там это самоочевидно. Достаточно переслушать еще раз того же Паганини и почувствовать, как Коган придает уникальный смысл и неповторимое звучание каждой нотке довольно непритязательных и изрядно заигранных его коллегами сочинений. Ко всему прочему, грамзаписи Когана, возможно, много полнее передают суть его искусства, чем во многих других случаях. Все, что составляет сущность его исполнительства, все то, что он хотел сказать нам, содержится исключительно в тех звуках, что поведал нам его знаменитый Гварнери. Стоит видеть кино- и телесъемки его концертов, чтобы поразиться тому, как в самых технически сложных местах или в моменты страстных лирических признаний ни один мускул не дрогнет на его лице. Внешний артистизм, эффектный жест и игра на публику были чужды великому музыканту. Эта исключительная серьезность, требовательность к себе, своим ученикам и партнерам по ансамблю, a Когану приходилось играть почти со всеми выдающимися музыкантами своего времени - Ростроповичем, Лузановым, Гилельсом, Рихтером, сделали его интерпретации как бы высеченными из камня. Железная логика, исключительная конструктивность трактовок Когана никогда не мешали, однако, ощущению живого становления музыкального текста прямо перед аудиторией. Сравнивая варианты записей разных лет, мы убеждаемся в том, что великий скрипач постоянно пересматривал детали и нюансы передачи текста, переносил смысловые акценты, даже менял привычные темпы.
Это выразил сам Коган в своем интервью 1964 г. в ответе на вопрос об отношении к грамзаписи : “ Я очень положительно отношусь к записям, уверен, что необходимо' всячески развивать нашу грампластиночную промышленность... Но запись, сделанная не из концертного юла, является в какой-то степени "консервированной" продукцией. Это - модель, пусть даже близкая к техническому совершенству, но модель. Можно пользоваться и "консервами". Но я - за музыку, раскрывающуюся в живом процессе концертного исполнения». Не случайно среди записей Когана так велик процент «живых» исполнений. Это соотношение со временем менялось только в сторону увеличения числа трансляционных записей.
Записи Леонида Когана, к сожалению, и по сей день опубликованы далеко не в полном объеме.
Но и того , что известно публике, достаточно для полного представления о творчестве великого скрипача и его жизни. Она началась 14 декабря 1924 г. в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск) в семье фотографа Бориса Семеновича Когана и его жены Софии Львовны и закончилась в вагоне поезда межобластного сообщения на перегоне Москва-Мытищи 17 декабря 1982 г. Еще в годы учебы в музыкальной школе при Московской консерватории у великого педагога Абрама Ямпольского (ученика Ауэра) в 1941 г. Коган записал свою первую пластинку, так и не увидевшую сие: из-за начавшейся войны. Записи возобновляются в 1945, уже в студенческие годы. А после победы Когана в 1947 г. на конкурсе в Праге пластинки артиста, тогда еще на 78 оборотов в минуту, исчислялись уже десятками. В тогдашнем репертуаре Когана была масса виртуозных пьес, впоследствии исключенных им из репертуара. Как признавался артист музыковеду В. Григорьеву, «сейчас, с повышением требований публики, такие пьесы должны неминуемо отпасть». Тем более для нас ценны и интересны записи раннего периода. Победа на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 г. положила начало международному признанию Когана и, одновременно с этим, записям с прославленными зарубежными музыкантами, осуществленными и на зарубежных концертах скрипача, и в студиях крупнейших фирм грамзаписи. К этому же времени, 1950 гг., относятся ансамблевые записи Когана с Гилельсом, Ростроповичем и Тэрианом - квартет Г. Форе, трио Чайковского, Шуберта, Шумана, Гайдна, а также дуэты с супруой, Елизаветой Гилельс. Записи 1960-1970 гг., запечатлевшие игру Koгана, ставшего к тому времени одним из прославленных скрипачей мира, демонстрируют репертуар поразительной широты - от старинных сонат в ансамбле с клавесином до сложнейшего музыкально и технически шедевра нововенской школы, Концерта Берга; от музыки Паганини для скрипки и гитары до совсем «свежих» по тому времени вещей: Рапсодии Хачатуряна, Концерта Вайнберга. На титульных листах этих и многих других сочинений значилось посвящение Леониду Когану.
Однако разные стандарты записи, не единожды сменившиеся за сорок лет артистической карьеры музыканта, стремительный прогресс последнего времени в области звуконосителей с каждым новым витком отнимали у поклонников Когана какую-то частицу его запечатленного творческого облика. После смерти Когана фирма «Мелодия» решила исправить несправедливость, выпустив сорок двойных комплектов долгоиграющих пластинок, куда вошла большая часть записанного скрипачом. Однако всего десять лет спустя, на рубеже столетий, в эпоху компакт-дисков записи Когана вновь стали малодоступны, во всяком случае, для российского слушателя. Переиздавая эти записи, фирма «Мелодия» предлагает новую цифровую реставрацию всего лучшего и интересного, что оставил после себя великий скрипач.
Одной из вершин когановского наследия в грамзаписи являются сочинения Баха, записанные скрипачом почти в полном объеме, многие не по одному разу. Когану, очевидно, чужд «реставраторский», неоклассический подход к Баху, распространенный в его эпоху. Однако в целом звуковая палитра у скрипача остается более скупой, и акцент переносится на артикуляцию. Именно об этой когановской артикуляции писал Ираклий Андроников: «Ритм у него пульсирует, наполняет каждую фразу, выражает волю исполнителя, таит в себе выразительность его игры, сообщает произведению жизнь, вдыхает в него душу. Да и сам Коган считает, что и характер замысла, и музыкальный образ, и средства воздействия осуществляются, прежде всего, через ритм. Я же лично ощущаю ритм Когана с такою же остротой, с какою воспринимаю метрическую структуру стиха». Все это можно отнести к его записям концертов для скрипки с оркестром, в том числе двойного (в ансамбле со своим сыном), которые представлены на данном диске.
Символично, что на этом же диске помещен Скрипичный концерт Берга, вторая часть которого открывается цитатой из баховского хорала «Es ist genug» (из кантаты № 60). Связь времен более чем через два столетия (концерт Берга был написан в 1935 г.) ощущается в игре Когана в полной мере. Строгость, смысловая насыщенность наполняют игру Когана в трагических, философских эпизодах концерта. С другой стороны, Коган был первым скрипачом, который включил в свой репертуар этот концерт, находившийся долгое время под фактическим запретом, и поэтому он прибегает здесь к приемам красочной, репрезентативной подачи, во многом романтизируя лирические страницы в сочинении Берга. Наиболее важно было показать советскому слушателю той поры красоту берговского шедевра таким образом, чтобы его сложнейшая структура (концерт написан в додекафонной технике) не отпугнула бы аудиторию. Во многом запись Когана «рифмуется» с сохранившимися записями мировых премьер концерта, сыгранных Луисом Краснером, перед которым в 1935 г. стояли сходные задачи.

Федор Софронов




Leonid Kogan (violin), Pavel Kogan (violin) – Johann Sebastian Bach, Alban Berg ; Violin concertos / 2014 Мелодия

Леонид Коган


Leonid Kogan (violin), Pavel Kogan (violin) – Johann Sebastian Bach, Alban Berg ; Violin concertos / 2014 Мелодия

Павел Коган



L.Kogan, P.Kogan; Moscow Radio Symphony Orchestra (Soloists Ensemble) - J.S.Bach, Alban Berg

01. J.S.Bach, Violin concerto in E major , BWV 1042 (L.Kogan) : I. Allegro 08:36
02. J.S.Bach, Violin concerto in E major , BWV 1042 (L.Kogan) : II. Adagio 07:38
03. J.S.Bach, Violin concerto in E major , BWV 1042 (L.Kogan) : III. Allegro assai 03:06
04. J.S.Bach, Concerto for 2 Violins in D minor , BWV 1043(L.Kogan, P.Kogan) : I. Vivace 03:56
05. J.S.Bach, Concerto for 2 Violins in D minor , BWV 1043 (L.Kogan, P.Kogan) : II. Largo, ma non tanto 06:09
06. J.S.Bach, Concerto for 2 Violins in D minor , BWV 1043 (L.Kogan, P.Kogan) : III. Allegro 04:55
07. Alban Berg, Violin concerto (1935) , (L.Kogan) : I. Andante - Allegretto 10:34
08. Alban Berg, Violin concerto (1935) , (L.Kogan) : II. Allegro - Adagio 14:09






Leonid Kogan (violin), Pavel Kogan (violin) – Johann Sebastian Bach, Alban Berg ; Violin concertos / 2014 Мелодия


Flac+CUE+LOG, время звучания 59:05, объем (общий) 303 Мб, размещено на Rusfolder
Part+Art , 5 % информация для восстановления, без пароля.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.

Уважаемые посетители сайта Piter Jazz,
Вы просматриваете тестовую страницу
Приносим Вам извинения,
за временные неудобства.